Отець-доктор, монах-студит Юстин Бойко опублікував на своїй сторінці у соціальній мережі Фейсбук лист о. Климентія Шептицького до о. Кирила Королевського, прокуратора Студитів у Римі. Цей лист був перехоплений радянськими спецслужбами. У ньому йшлося про те, як МГБ СССР (КДБ) ліквідовувало Українську греко-католицьку церкву.
Як повідомив о. Юстин Бойко, оригінал листа був написаний французькою мовою. З листа випливає, що отець Климентій Шептицький написав його в Уневі 15 серпня 1946 року.
«МГБ відразу кинулося його перекладати, надіючись отримати нову інформацію про плани УГКЦ після ліквідації. Носієм листа був відомий священик з оточення праведного митрополита Андрея Шептицького, а саме о. Йосиф Кладочний», - написав о. Юстин.
Він зазначив, що опублікував лист з метою надати документ науковому середовищу з обов’язковим посиланням на архів Постуляційного Центру монастирів Студійського Уставу УГКЦ.
Текст листа подано мовою російського перекладу:
Письмо К. Шептицкого
к Советнику конгрегации [Студитов – ред.] при Ватикане
Кириллу Королевскому.
Унив, 15.8.[19]46 г.
Преподобнейший и дорожайший отец Кирилл.
Я, пользуюсь так редким, в настоящее время, случаем связи с Римом, прежде всего, чтобы обнять Вас по-братски и сказать Вам, что я еще жив и, что я надеюсь также, что несмотря на тяжёлое время войны, ничего плохого с Вами не приключилось и что Вы, продолжаете быть при Вашей работе и все еще в Стондион (авт. - Студіон), где мы с Вами виделись в мае 1939 года во время нашего последнего пребывания в Р...
Сколько событий. Сколько разрушений, сколько смертей. Какой ураган уничтожающий нашу бедную греко-католическую церковь и оставляющий кое-где в живых какие- то остатки среди мусора.
1-го ноября 1944 года умер митрополит Андрей. 18.10. отслужил свою последнюю обедню уже с большим трудом, до того дня, он всегда работал и писал действительно все, что приключалось у него часто в массовом масштабе. Злой грипп был его последней болезнью – три дня агонии, затем спокойная смерть в 2-3 дня латинских святых.
Его приемник Иосиф СЛЕПОЙ арестован вечером 11.4.[19]45 г. перевезён в Киев и выслан оттуда в конце июня 1946 г. неизвестно куда.
Вместе с ним были арестованы епископы Николай БУДКА, Николай ЧЕРНЕЦКИЙ, епископ Станислава высокопреосвященство ХОМЫШЫН и его помощник последнее время. Арестован и выслан из Киева был также Перемышльский епископ, высокопреосвященство Коциловский, после чего последовала усиленная пропаганда за унию с Москвой и отделение от Рима.
В Галиции имеются три „православных” епископа: в Станиславе ПЕЛЬВЕЦКИЙ, в Дрогобыче МЕЛЬНИК, оба в прошлом униаты, во Львове МАКАРИЙ, урожденный православный, как говорят набожный и честный человек, снисходителен в отношении тех, которые не хотят отступничества и перехода в схизму.
Отчет, который доктор КЛ[адочный – ред.]. даст Вам прочесть, раз’яснит всё и позволит Вам узнать в деталях наше очень жалкое положение. Но если судьба хочет сделать из нас удобрение для унии лучшей чем наша, то /фраза на греческом языке/.
Наш „Типикон” - может быть отложен в архив по причине времени так мало благоприятному для регулярной работы. В случаях, когда мои предположения были не верными и кое где изменен текст, прошу простить меня на первый случай, чтобы пока я ещё жив я его принял в украинском тексте.
Что делает Руссикум? Кто там является ректором и сколько учеников русских и других? Наш отец иеромонах Рафаил Хомын был убит осенью 1944 г. – большая потеря для нас, т[ак] к[ак] в религиозной живописи он имел душу артиста в высшей степени. Даже в самом тяжелом положении он говорил и делал то, что следует, не забывая обязанностей своей совести и интересов костела.
Советские власти начали в 1945 году такую же политику в отношении нашей церкви, какая последовала режиму царизма времен Екатерины II, Николая I, Александра II, т.е. насильно упразнить унию греко-католиков с Римом и подчинить их московскому патриарху. Грустные результаты этой правительственной акции представит монах Иосиф святому престолу .
Если правдой является, как кажется, что советские власти не хотят продолжать эту акцию насильственного обращения в «православие» - они оставляют продолжение этого дела новой «православной» иерархии бывшей Галиции.
Среди 3-х новых православных епископов этого края (ПЕЛЬВИЦКИЙ в Станиславе, МЕЛЬНИК в Дрогобыче, МАКАРИЙ во Львове, последнего /рожден на Украине, как православный/, можно рассматривать как наименее соединяющего к церкви т.к. это человек набожный и снисходительный в отношении тех, совесть которых не разрешает отступничества).
Насильственное обращение в „православие Москвы”, совершаемое советскими властями, относилось исключительно к греко-католическому клеру. Кое-где привлекали также к православию певчих (дьяконов), но если „православные епископы” начнут ими распоряжаться в отношении сана, представлять других кандидатов, то можно опасаться, что большое количество наших певчих перейдет в „православие”.
Наконец, коммунисты (члены коммунистической партии) не ведут антирелигиозной борьбы, как партия и атеизм, главный пункт ихней программы, как уже выполнены жизнью, отодвинут на второй план. На сегодняшний день атеистическая пропаганда является делом индивидуальных атеистов, не имеющих влияния на население.
Население советской России и Советской Украины относится безразлично к религиозной жизни или же абсолютно невежественно /даже те, которые в своих сердцах имеют религиозное стремление – атавистическое/.
В Западной Украине /бывш. Галиции/ несмотря на то, что в школах всех степенй не преподают закон божий и несмотря на то, что работе приходов имеется очень много препятствий, чтобы не сказать, что она совершенно развалена отступничеством большей части священников, несмотря на все это молодёжь нашей страны в своем большинстве в глубине души остается религиозна и сопротивляется антирелигиозной пропаганде там, где она существует, но нормальная культура страдает и дикость обычаев захватывает постепенно молодое поколение наших деревень, несмотря на то, что интеллектуальный уровень начальных школ, при советах, по сравнению с тем, какие они были раньше, гораздо выше.
Начальная школа (возможно имеется исключение) не проповедует в активной форме антирелигиозность среди детей наших деревень в средних школах и университетах, наши учащиеся, в большинстве случаев, не разрешают использовать себя для антирелигиозной пропаганды.
Они работают над приобритением необходимых знаний и над обеспечением себе в достаточном количестве насущного хлеба и средств для жизни. Это заполняет их время и отношение их к религии часто очень хорошее. Я думаю, что можно сказать, мораль почти всей молодёжи с небольшими исключениями имеет прорелигиозные тенденции у одних из-за убеждений, у других, возможно, просто как реакция на трудности настоящей жизни и как оппозиция в отношении правящих сфер.
Самым актуальным вопросом дня является опасность большого города. Бессарабия, большая Украина и ряд областей вокруг Москвы явились в этом году жертвой такой засухи, что урожай сельськохозяйственных продуктов на этих землях, занимающих такое большое пространство, сводиться почти к нулю. Земля покрыта глубокими трещинами и как бы сожжена солнцем. Урожая прошлого года не хватает для питания населения этих районов и оно запасается продуктами в Галиции.
В этом году, Восточная Галиция тоже имела недостаточный урожай вызванный засухой. Несмотря на это государство не уменьшило государственных налогов, а наоборот эти налоги, называемые „контингентом”, были увеличены на 35%.
Все запасы прошлого года население Востока покупает по чрезмерно высоким ценам: стремление продавать по этим ценам большое т. к. селяне должны иметь на что покупать сукно и кожу для одежды и обуви, которые тоже очень дорого стоят. Продавать хлеб запрещено до тех пор, пока не будет уплочен „контингент продуктов государству”.
С 20 июля мы имели немного дождя – для хлебов это было уже слишком поздно – но урожай картофеля и укос второго сена выигрывает, если засуха не повторится.
Посевы будут в этом году сильно сокращены, т. к. не будет достаточного количества хлеба для засева всех полей, таким образом 1947 год уже предвещает быть годом, в котором будет нехватать продуктов первой необходимости.
Одним из несчастий нашей страны – это деятельность, так называемой УПА /Украинские повстанцы/, которых советы от имени шефа их армии БАНДЕРА, называют «бандиоры» или же чаще всего «бандиты». Большое количество нашей молодежи увлеклось словами чрезмерного национализма и за эти теории уплатило своей жизнью или свободой.
Эта «армия украинских повстанцев», там где только может сделать, вымагает от нашего сельского населения продовольствие, необходимое для ихней деятельности провоцируя этим самым репрессии со стороны Советов, что снова обрушивается на мирных крестьян, которые действительно не знают больше, как выходить из положения, т.к. государственная полиция не обеспечивает им безопасности, а повстанцы не щадят не только жизнь тех, которые отказывают в их требованиях и в том, что они часто берут силой, но имеется много случаев, когда кроме мужчин убивают их семьи, жен и детей.
Целая серия невинных жертв обременяет счет этого бедствия УПА и все это по причине их политики наша страна все еще находится в состоянии войны.
Факт, что многие члены греко-католического духовенства дали вовлечь себя священниками в армию повстанцев, послужил предлогом Советскому правительству объявить войну всему греко-католическому духовенству и уничтожить греко-католическую церковь.
Будущее? Оно кажется будет очень темным и неуверенным. Голод – болезни – резня и бесконечная партизанская война до полного поражения повстанцев, которые не отдают себе отчета до какой степени их «национализм» является разрушением украинской нации.
Если господнее покровительство, милость которого безгранична, не вмешается, чтобы нам послать мир, то можно опасаться, что наша нация найдется в рядах «смертников» истории, которых бог предупредил – ибо несмотря на все, она имеет много хороших качеств – эта бедная украинская нация.
П[ост] С[критум]
Я получил официальную газету православной епархии Львов-Тернополь. Между прочим, я нашел там статью КОСТЕЛЬНИКА, где он перечисляет «догматические и дисциплинарные изменения внесенные с возвращением к православной церкви».
Говоря о законе о браке, он пишет следующее «Существует большая разница между римским и православным законом о браке. Римский костел признает только две причины, которые могут послужить расторжению брака - 1. «Вис эт метус» (сила и страх). 2. «Импотенция физика» (половое бессилие) и то только в том случае, если оно предшествовало заключению брака».
В православной церкви говорится не об аннулировании брака, а о расторжении и предусматривается целый ряд причин достаточных для расторжения брака. Для ориентации духовенства нужно здесь перечислить все эти причины:
1) «Вис эт метус» /страх и сила/.
2) «Импотенция физика» /половое бессилие/.
3) Прелюбодеяние и сексуальные грехи, противоречащие натуре.
4) Болезнь проказы и сифилиса.
5) Покушение на жизнь одного из супругов или детей – тоже самое, если над одним из супругов или детьми издеваются
6) Тяжёлая и неизлечимая психическая болезнь одного из супругов.
7) Если один из супругов заключил новый брак.
8) Если один из супругов был приговорен к пожизненному заключению.
9) Злобное оставление одного супруга другим.
10) Старый разрыв супружеской общности и невозможность исполнения супружеских обязанностей из-за разницы характера между супругами.
Этот супружеский кодекс в союзе с евангелием и требованиями гуманности, будет освобождением от жестокого римского гнета. Священники должны по собственной воле советовать таким четам, чтобы они старались расторгнуть их несчастный брак при помощи разводящих властей…»
При помощи этих средств, православные духовные власти рассчитывают добиться двойного результата: 1) все несчастные супружества будут стараться получить развод, который, согласно одному из десяти пунктов будет всегда возможным и 2) касса епархий будет всегда иметь солидный источник дохода – как его имела во время Польши касса православного митрополита Варшавы Дениса.
С французского на русский перевела:
ПЕРЕВОДЧИЦА 3 ОТДЕЛА 1 УПР МГБ/УССР
мл[адший] лейтенант
/ ШОХОР /
« » января 1947 г.
гор. Киев
Далі слідує кругла печатка з написом:
«Министерство Государственной Безопасности УССР, Для справок № 43» .
Опісля вручну дописано:
«Подлинник документа хранится в 1-м Управлении МГБ УССР. Зам[еститель] Нач[альника] отдела /нерозбірливо/ капитан /нерозбірливий канцелярський підпис/».
Нагадаємо, що 5 червня 1947 року Климентій Шептицький був арештований радянськими спецслужбами у своїй келії під час вечірньої молитви. Він був засуджений на 25 років ув’язнення. Архімандрит Климентій Шептицький помер в ув’язненні 1 травня 1951 року о 21 годині 30 хв. у Владімірському централі. Похований десь під стінами в’язниці.
Невідомі листи Климентія Шептицького
Нагадаємо, як повідомляло Гал-інфо, 1 квітня, в Архикатедральному соборі Святого Юра у Львові відбулася презентація унікального історико-документального альбому «Блаженний архімандрит Климентій (Казимир граф Шептицький). Листи до рідного брата Станіслава графа Шептицького та родини. 1881-1945рр.». Збірка включає у себе невідомі до цього часу листи Климентія Шептицького та унікальні світлини, які упорядники видання збирали по цілому світі.
Унікальні листи були написані Блаженним сященномучеником Климентієм (графом Казимиром Шептицьким) до членів його шляхетної родини у період із 1881 по 1945 роки. Кореспонденція була нещодавно віднайдені отцем-настоятелем Свято-Іванівської Лаври Юстином Бойком у монастирі св. Теодора Студита «Студіон» у Кастельгандольфо, що біля Риму.
Більшість з віднайдених листів були адресовані брату Станіславу Шептицькому, який був генералом Війська Польського. Окрім того, листи проливають світло не лише на історію життя родини Шептицьких, але й на знакові історичні події, які відбувалися у Львові та в Галичині.