Вчера на заседании СНБОУ президент обязал правительство в течение суток решить все вопросы, связанные с финансированием восстановительных работ в районах, пострадавших от наводнения. Однако специалисты считают, что эффективная борьба с наводнениями не должна сводиться к суточным кампаниям. Противопаводковые мероприятия надо рассчитывать на годы и даже десятилетия - уверяет академик УААН Анатолий Яцык.
Анатолий Яцык: Передо мной лежит экспертное заключение относительно причин катастрофического паводка в Закарпатской области, которое я подготовил ровно десять лет назад по поручению президента Украины. Это заключение подписали руководители девяти министерств, ведомств, научных учреждений. Причины и рекомендации почти одни и те же. Никто не удосужился провести предложенные тогда противопаводковые мероприятия.
А основную причину я усматриваю в частых сменах правительства без достаточной преемственности, когда каждый министр считает своим долгом вести только ему известную стратегию управления отраслью, отбрасывает предыдущие наработки, меняет или перетасовывает аппарат министерства. Как правило, все начинается снова, а из-за недостаточных профессиональных знаний – не всегда удачно. Особенно в последние годы, когда пошли цветные правительства.
Нужно понимать, что для Карпатского региона и частично Полесья паводки – привычное явление. На государственном уровне необходимо принять закон об обязательном экологическом страховании, что прекратит застройку водоохранных зон. Будучи замминистра Минэкобезопасности и главным государственным инспектором по охране окружающей природной среды Украины, я был одним из инициаторов этого закона. Но законопроект где-то походил по правительственным кабинетам и залег в одном из них.
Надо также принять закон о безопасности гидротехнических сооружений. Тот, кто будет проектировать, строить и эксплуатировать дамбы, тот и будет нести ответственность за их безопасность. Несколько лет назад мы разработали такой законопроект, но он тоже где-то в кабинетах потерялся. Кроме дамб обязательно нужно создавать горные водохранилища сухого типа, которые накапливали бы воду во время паводков и растягивали ее прохождение во времени.
«24»: Если б все это было сделано – подтоплений бы не было?
К паводку привели причины природного и техногенного характера. За два дня выпала трехмесячная норма осадков, что вызвало катастрофический паводок и сопутствующие ему оползни, обвалы и сели. Но кивать на природу в XXI в. не к лицу людям. Формирование на горных реках высоких паводков – процесс естественный. Он не зависит от людей и их деятельности. Но лишь до той поры, пока хозяйственная деятельность на водосборе невелика. В Карпатском же регионе за последние 100 лет произошли коренные изменения растительного покрова: площади дубовых лесов уменьшились в три раза, буковых лесов – на 20%, зато площади под еловыми (смерековыми) лесами увеличились на 75%. Площади послелесовых пастбищ увеличились на 330%, послелесовых сенокосов – на 200%. Лесистость в горных районах уменьшилась наполовину, в равнинных районах – более чем в 4 раза. Самое интенсивное облысение Карпат пришлось на последние 20 лет.
Большие площади в верховьях рек остались без леса, который выполнял защитную и регулирующую функцию. Из-за этого значительно нарушился гидрологический режим горных рек. В таких местах резко возрастает поверхностный сток, и, что особенно важно, интенсивность его концентрации.
Кроме того, в регионе была ликвидирована служба эксплуатации горных рек, которая действовала здесь еще со времен Австро-Венгрии. В ее задачи входило предупреждать людей о приближающемся паводке. Такую службу обязательно нужно восстановить или наладить современную систему слежения и оповещения.
Необходимо создать научно-технический центр по берегоукреплению и защите населения и территорий от вредного воздействия вод. Но на все это нужны средства, а их постоянно не хватает, из-за чего программы не финансируются, а потом приходится искать миллиарды на ликвидацию последствий.
«24»: Экологи говорят, что дамбы вряд ли помогут, так как из-за облысения Карпат сильные потоки воды их просто смоют.
Неправда это. Ведь дамбы нужно строить не из местного материала, а так, как весь мир делает: устанавливают габионы («мешки» по 30–40 т, сваренные из толстой арматуры), забрасывают их камнями по несколько тонн. Потом их укладывают на паводкоопасных местах. Еще раз подчеркиваю: никаких мешков с песком. Не нужно строить из местных материалов сотни километров защитных дамб, которые почти каждый год необходимо ремонтировать. Постройте 10–20 км габионных защитных дамб, и они 100 лет стоять будут. Нужно только профессионально их эксплуатировать, следить за состоянием, и никакой угрозы человеку и окружающей среды не будет.
Чтобы нам не жить от катастрофы до аварии, необходим государственный подход к управлению природоресурсным потенциалом страны и ее экологической безопасности. Надо создать Высший эколого-экономический совет, который имел бы достаточные полномочия, чтобы не зависеть от любых изменений в Кабмине. Разобраться с международной научно-технической и финансовой помощью на экологию: куда она идет и каковы ее результаты. И только после этого наше общество сможет отдохнуть от всевозможных катастроф, которые чиновники каждый раз пытаются списать на природу.
Милости от природы нигде не ждут
После наводнения в Нидерландах, которое в пятидесятые годы унесло 2 тыс. жизней, здесь разработали уникальную систему дамб и шлюзов под названием «Дельта». До 1986 года были перекрыты дамбами все морские протоки и рукава в провинциях Зеландия и Южная Голландия. Последнее сооружение этого проекта, дамба для защиты от штормового нагона в районе Роттердама, состоит из огромных ворот на шарнирах, которые при штормовом нагоне перекрывают фарватер Ниуве Ватервех шириной 360 м.
Недавно нидерландские архитекторы изобрели дома, которые умеют плавать. Дом-амфибия построен на бетонном фундаменте, внутрь которого встроен поплавок. Если уровень воды повышается, дом самостоятельно поднимается над землей более чем на пять метров, скользя по двум креплениям. Свет, газ и канализация работают благодаря гибким трубам из специального материала.
Комплекс защиты от наводнений разработали и специалисты Санкт-Петербургского госуниверситета водных коммуникаций. Они предлагают строить на притоках, в оврагах и балках саморегулирующиеся плотины, образующие небольшие водохранилища-«ловушки», воду из которых потом можно постепенно сбрасывать в реки.
Справка "24"
Яцык Анатолий Васильевич (1948), академик украинской академии аграрных наук, заслуженный деятель науки и техники Украины, директор Украинского научно-исследовательского института водохозяйственно-экологических проблем, завкафедрой водохозяйственной экологии, гидрологии и природопользования Национального университета водного хозяйства и природопользования. Основатель нового направления в украинской науке – водохозяйственной экологии, международный эксперт ВООЗ по проблемам экологии. Эксперт Высшей аттестационной комиссии Украины. В 1986–1991 годах Анатолий Васильевич провел в зоне Чернобыльской АЭС значительную работу по защите водных ресурсов бассейна Днепра от радиоактивного загрязнения. В 1999–2000 годах был замминистра охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, главным государственным экологическим инспектором Украины. Автор десяти изобретений и около 500 научных трудов.
Автор: Ярослав Загоруй, «24»
Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter.
НА ГОЛОВНУ