Агенція інформації та аналітики "Гал-інфо"
Агенція інформації та аналітики "Гал-інфо"
Слухай онлайн

Хлебное место Почему убыточные пекарни входят в сферу интересов самых богатых людей страны.

Выходя на балкон пятого этажа своего офиса на берегу Днепра, он смотрит вниз, где на стоянке стоит его новый Lexus бежевого цвета с тонированными стеклами. «Решил вообще отказаться от черного цвета», – с нескрываемым самолюбованием говорит он, перебирая подаренные золотые четки. «Люблю что-то в руках постоянно теребить», – признается бизнесмен в своей слабости.
    Этот офисный центр – самое последнее здание на Верхнем Валу, улице, которая ведет к Днепру – он сам и построил, выкупив некогда стоявшую на этом же месте развалюху. Но возводить офисы – не его профильный бизнес. Ничто в просторном кабинете бизнесмена не выдает его основной род деятельности. Его зовут Владимир Слабовский, он хлебопек, президент «Холдинга «ТіС», который обеспечивает хлебом жителей юга Украины.


Мука не украшает лацканы костюмов и его коллег. Половина всего хлеба в Украине выпекается шестью хлебными холдингами. А их владельцы ежегодно входят в рейтинг ТОП-100 самых богатых украинцев и братаются в кулуарах Верховной Рады. Однако, по их определению, хлебный бизнес – это как чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко. Зачем же они тогда им занимаются и на чем делают деньги?

Невыгодная массовость
«Массовые сорта хлеба действительно производить не выгодно», – говорит в беседе с «24» Слабовский. Заместитель директора «Гал-Хлеб» (Западная Украина) Дмитрий Вельма вторит ему: «Массовые сорта хлеба получаются минусовыми».

Массовые сорта хлеба – это «Украинский», в народе называемый «круглый черный», батон и некоторые виды пшеничного и ржано-пшеничного хлеба. На них приходится в среднем 50% общего производства хлеба и хлебобулочных изделий предприятий. И цены на них жестко регулируются местными властями, изображающими заботу о беднейших слоях населения. Именно это и злит пекарей.

За последние два года пшеница подорожала на 90%, рожь – на 140%, масло подсолнечное – на 200%, природный газ – на 95,7%, электроэнергия – на 100%, уровень зарплат сотрудникам – на 42%. А массовые сорта хлеба в среднем по Украине – на 58,9%. «Один из политиков сказал, что не видит предпосылок для повышения цен. А что еще может быть предпосылкой? Все выросло в цене, кроме хлеба», – возмущается Вельма.

Такая же ситуация с производством массовых сортов хлеба не только в Украине, а и, например, в соседней Польше. Но там решают вопрос по-своему: путем целевого дотирования бедных слоев населения.

Власть поперек
В Украине задумываться о дотациях населению власть начала буквально на прошлой неделе, когда монополист-поставщик хлеба в столице «Киевхлеб» заявил о необходимости повышения цен на 52–60%. В Киеве цены на хлеб всегда были ниже, за это предприятие получало дотации из городского бюджета. Однако их компании не хватало. По данным самого «Киевхлеба», из-за роста цен на сырье и малой суммы компенсаций, ежемесячные убытки предприятия в среднем составляют 17–18 млн. грн., а за первое полугодие 2008 г. – более 100 млн. грн.

Чтобы повысить цены, надо договориться с местными властями. Сделать это оказывается нелегко. Памятуя о «хлебных бунтах» прошлых столетий, власть верит, что хлеб по-прежнему является основным продуктом народных масс.

Осенью прошлого года разгорелся конфликт «Одесского каравая» с местными властями. Предприятие решило повысить стоимость своей продукции, а власть обвинила его в монополизме и необоснованном поднятии цен. «Знаете, какие у нас там маски-шоу устраивали?! Проверки были все, я уже не говорю о традиционных налоговых. Нас штрафовали горводоканал и облэнерго. То есть, все существующие государственные структуры и не только приходили и грозили нам», – вспоминает Слабовский.

«Растет себестоимость, но цены на хлеб повышать мы не можем, поскольку идет жесткое сопротивление властей.

Горадминистрации активно пользуются своим правом регулировать рентабельность, причем они используют как законные методы, так и удары ниже пояса, утверждают, что будут всевозможные проверки, заканчивая инспекциями по охране труда», – рассказывает Александр Тараненко, директор холдинга «Хлебные инвестиции», который контролирует депутат от БЮТ Юрий Триндюк.

Хлебопеки утверждают, что о стоимости хлеба государственные мужи пекутся больше, чем сами украинцы. «Повышение цен не настолько серьезное, чтобы всерьез встревожить население», – говорит Тараненко, уверяя, что украинцы уже готовы платить за хлеб больше. Он вспоминает, что его компания запустила в Черновцах по требованию властей производство дешевого хлеба по 1,5 грн. за булку. Завод может производить его 60 т в сутки, а выпускает только 170 кг. Чтобы выпечь хлеб по такой цене, компания экономит на жирах, растительных компонентах. «Люди не хотят его покупать», – говорит Тараненко.

Шевелите булками
Если все так плохо, то почему пекари не продают свой бизнес? Массовые сорта хлеба стали убыточными только в последний год, когда началось жесткое регулирование властью рентабельности производства, а цены на зерно и муку существенно повысились, объясняет аналитик агарного аналитического агентства «ААА» Мария Колесник. Но даже сегодня расходы на производство популярных сортов покрываются за счет получения прибыли от других хлебобулочных изделий.

Слабовский утверждает, что местные власти Одессы установили ему предельный уровень рентабельности на социальные сорта хлеба в 3%. Рентабельность других мучных изделий гораздо выше. «Есть и 10%, и 20%», – утверждает Колесник. Это позволяет пекарям не только получать прибыль (см. таблицу), но и продавать свои акции частным инвесторам и даже строить новые заводы, вкладывая миллионы. Так, в конце августа «Хлебные инвестиции» планируют запустить новый хлебозавод под Киевом, потратив на него ?5 млн. А западно-украинский холдинг купил новую производственную линию за ?1,5 млн.

«Компании покупают оборудование – это свидетельствует о прибыльности их работы», – уверена Мария Колесник. «Если говорить о наших предприятиях, то мы в целом близки к нулю, но все-таки убытков пока нет», – осторожно подтверждает Тараненко из «Хлебных инвестиций».

«Деньги в хлебопечении всегда были, но они были в тени. Сейчас немножко из нее выходят и вкладываются в производство», – говорит хлебопроизводитель с Западной Украины, пожелавший остаться не названным. Именно поэтому, по его словам, пекари так стремятся избавиться от вмешательства государства в их бизнес, выводя на улицу своих работников и громко объявляя об убытках. Если их план удастся, это позволит превратить пекарский бизнес из прибыльного в очень прибыльный. Украинцы хлеб ели всегда и есть будут. «Это постоянный рынок сбыта», – говорит Мария Колесник.

<!--[if gte vml 1]>

Автор: Ирина Порецкая, "Газета 24"

 
Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter.
НА ГОЛОВНУ